Просвещённый абсолютизм Екатерины II
Для русскоязычной общественности понятие «просвещённый абсолютизм» практически неотделим от имени императрицы Екатерины II. В большинстве случаев, если по какому-либо поводу упоминается Екатерина II, непременно вспомнят просвещённый абсолютизм; если разговор идёт о просвещённом абсолютизме, то о Екатерине не вспомнить просто нельзя. Но не зря говорят, что в России все начинания и идеи, будь они хоть тысячу раз европейскими или какими угодно, в итоге получают собственное прочтение и колорит. Произошло так и с просвещённым абсолютизмом в исполнении Екатерины II - даром, что императрица была немка…
Полвека экспериментов
Сам по себе просвещённый абсолютизм представлял собой довольно любопытное философско-политическое явление второй половины XVIII века. Обычно его хронологические рамки определяют примерно в полвека, с 1740 года (с момента вступления на трон Пруссии Фридриха II) до 1789 года (до Великой буржуазной революции во Франции). Суть просвещённого абсолютизма вытекала из теоретических изысканий философов того времени. Тогда весьма популярной была договорная теория формирования государства, согласно которой государство является следствием своеобразного общественного договора - люди вверяют свою свободу и финансовые средства государству, а государство взамен обеспечивает права и защиту людей.
Так как большинство европейских стран того времени были абсолютными монархиями, то появилась теория, что общественный договор должен действовать и в таких условиях. Теперь он должен был выражаться в том, чтобы носитель абсолютной власти, монарх, не просто заботился о своём могуществе, но и старался обеспечить максимально комфортные для существования и развития условия для разных категорий (сословий) своих подданных. Моду на практическое внедрение идей просвещённого абсолютизма ввёл прусский король Фридрих II, для которого, что характерно, эти идеи стали лишь попыткой внешней лакировки государственной системы, без серьёзных внутренних изменений.
В той или иной степени к просвещённому абсолютизму обращались правители всех европейских государств того времени за некоторым исключением (в Англии, например, основные идеи этой теории уже были воплощены на практике и даже перевыполнены, а во Франции королевская власть не хотела заниматься реформами). Не обошло это модное поветрие и Екатерину II.
Благие намерения…
Историки до сих пор не могут придти к единому мнению относительно того, каковыми мотивами руководствовалась Екатерина II в своих действиях в направлении просвещённого абсолютизма. Некоторые исследователи думают, что получившая образование на родине, где её семья находилась под сильным влиянием идей Фридриха II, российская императрица в молодости и на первых порах правления в самом деле искренне верила в идеалы просвещённого абсолютизма и в возможность переустройства российской действительно к благу всех своих подданных.
Другие уверены, что просвещённый абсолютизм Екатерины II был лишь декларативным тактическим приёмом, к которому она прибегла после дворцового переворота и свержения мужа. Ей нужно было как-то успокоить российское общество, представить ему доказательства того, что она, пусть и обладает сомнительными правами на престол, но всё же будет лучше и полезнее пусть полностью законного, но сумасбродного Петра III .
Наконец, третья группа учёных полагает, что просвещённый абсолютизм Екатерины II имел те же объективные причины, что и просвещённый абсолютизм в целом в Европе - это была попытка абсолютных монархов приспособиться к активно развивающимся тенденциям капиталистического развития и путём неких внешних или даже незначительных реальных преобразований сохранить саму систему власти.
В любом случае, по заверениям самой императрицы, к моменту её воцарения Россия пребывала в плачевном состоянии (разруха в торговле, расстроенная система управления, повальная коррупция, долги, разруха в армии). Екатерина составила своеобразную «антикризисную» программу действий: нужно просвещать нацию, которой должно управлять; ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы; учредить в государстве хорошую и точную полицию; способствовать расцвету государства и сделать его изобильным; сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям.
Реальные дела
Но основная часть современного научного сообщества историков приходят к выводу, что просвещённый абсолютизм Екатерины II потерпел провал. Прежде всего, она своими же действиями нанесла серьёзный ущерб государству: положение экономики и государственного управление России к моменту восшествия Екатерины на трон вовсе не было таким ужасающим, как она пыталась представить впоследствии.
На самом деле после ожесточённой, кровопролитной и дорогостоящей Семилетней войны дефицит бюджета империи составлял только 8%, что по меркам современного мирового финансового кризиса считалось весьма оптимистичным и позитивным показателем. К тому же у России тогда не было внешнего долга - а вот после правления Екатерины II этот долг появился, причём весьма солидный (сказались огромные придворные траты, пожалования многочисленным фаворитам и достигшая невероятных масштабов казнокрадство и коррупция).
К тому же просвещённый абсолютизм был по своему характеру довольно странным явлением на российской почве. Дело в том, что в Европе эти идеи стали своего рода реакцией на многовековое влияние церкви и религии на государственные дела. В России же этого влияния уже давно не было, уже несколько десятилетий церковь, наоборот, была подчинена государству. Поэтому идеологическая и материальная атака на церковь привели к моральному разделению народа на просвещённое дворянство, по сути атеистическое, и «дикий» народ, оставшийся в рамках традиционной православной культуре.
Самое главное, Екатерина II не только не предприняла никаких реальных действий по ослаблению крепостного права, фактического рабства, но её преобразования, по сути, придали крепостничеству окончательный, наиболее жестокий характер эксплуатации. В последние годы правления Екатерина отказалась даже от формального следования идеям молодости: по её мнению, многочисленные восстания в России («пугачёвщина») и французская революция показали, что «чернь» признаёт лишь кнут.
Александр Бабицкий