Судебный процесс над салемскими ведьмами это не просто самый знаменитый из подобных процессов в Северной Америке. Это ещё и уникальный пример, существенно отличающийся от той же «охоты на ведьм» в средневековой Европе. В Старом Свете на ведьм охотилась инквизиция , подбадриваемая суеверным страхом населения, именно инквизиция принимала доносы, организовывала дознание и суд, во многом определяла приговор. В случае же с ведьмами из Салема, судя по всему, люди столкнулись с массовым психозом, усиленным подростковой жестокостью.
Ничего не происходит на пустом месте
Когда речь идёт о социальных и психологических феноменах, а именно таким являлся суд над салемскими ведьмами, большое значение имеет ситуация, которая сложилась к началу событий. В Салеме ситуация к 1692 году сложилась очень сложная и, как выяснилось, взрывоопасная.
Салем - это один из самых старинных городов Новой Англии, исторического сердца США, он ведёт свою историю с 1626 года, когда был основан рыбаками. Спустя три года здесь поселились переселенцы-пуритане из Англии, отличавшиеся особой строгостью нрава и религиозным рвением, переходящим то в фанатизм, то в суеверия . Все события жизни пуританами истолковывались с тех позиций, что любые неудачи есть проявление Божьего гнева на некие человеческие грехи. А ситуация в Салеме в конце XVII столетия была не самой удачной.
Прежде всего, существенно увеличилось население городского округа Салем и одноимённой деревни, за счёт многочисленных беженцев, пострадавших в окрестностях от нападений индейцев. Это привело к росту напряжённости между старожилами и новоприбывшими, так как пахотной земли не хватало, а сельское хозяйство было главным средством выживания в те времена. Начались многочисленные имущественные споры, споры о праве на земельные участки, о величине этих участков, о наследстве и так далее. К тому же напряжённой была и религиозная жизнь Салема – не было ясности с тем, кто имеет право выбирать местного священника, насколько местная деревенская церковь равноправна с городской церковью и тому подобное. Увеличивающиеся сложности священник на проповедях связывал, как и полагалось, с грехами людей – и салемцы начинали с подозрением посматривать друг на друга, желая знать, чьи это прегрешения повинны в общих бедах. Вдобавок обнаружилась и такая скрытая до поры до времени особенность пуританского семейного и социального устройства, как недостаточное внимание воспитанию девочек и девушек. Тогда как мальчики активно готовились к взрослой жизни, от девочек требовалось лишь помогать по дому и знать религиозные истины, никакие открытые игры не допускались. Всё это создавало неблагоприятный психологический фон.
Удивительная концентрация ведьм в отдельно взятом населённом пункте
Чтобы не перечислять многочисленные имена фигурантов дела «салемских ведьм», как обвиняемых, так и обвинителей, можно кратко рассмотреть суть процесса. В январе 1692 года несколько девочек, в том числе дочь и племянница священника деревни Салем, стали вести себя очень необычным способом. Они без всякого повода кричали, лепетали какой-то бред, издавали необычные звуки, принимали неестественные позы, прятались под мебелью – в общем, вели себя неестественно. Понять, в чём дело, так и не удалось, как не удалось и поставить медицинского диагноза. Однако в те времена в среде крайне религиозных пуритан верили в то, что дьявольские силы способны причинять вред людям через действия колдунов и ведьм. Женщины – члены семьи священника обратились к темнокожей рабыне Титубе, привезённой с Барбадоса и прислуживавшей в его доме, так как она якобы могла какими-то заклинаниями противостоять злу. Та вроде бы использовала какие-то защитные заклинания, но девочкам не стало лучше, более того – появились новые девочки и девушки с похожими симптомами.
По деревне поползли слухи о том, что это дело рук ведьмы или нескольких ведьм – и вскоре девочки рассказали священникам и должностным лицам, что к ним во сне приходят образы тех или иных женщин из деревни и мучают их. Вскоре были арестованы трое названных девочками женщин: так начался процесс над салемскими ведьмами.
В течение примерно восьми месяцев несколько десятков девочек и девушек в возрасте от 9 до 20 лет держали в страхе всю окрестность: начавшийся суд решил принимать их показания как действительные и на этом основании приговаривать людей к смерти как ведьм и колдунов. Доказательная база была проста – если в присутствии тех или иных обвиняемых, о которых говорили девочки, «пострадавшие» начинали вести себя как припадочные, это считалось железным доказательством. В итоге к сентябрю 1692 года были повешены около двадцати человек, в том числе и бывший священник деревни, престарелый фермер, муж одной из «ведьм» в ходе пыток был замучен до смерти, около десяти человек скончались в тюрьме.
В конце концов, у самих жителей деревни возникли подозрения, что пострадавших было столь много, да и количество ведьм на небольшую округу приходилось невероятное. Последней же каплей для властей стало то, что в октябре 1692 года некоторые девочки заявили, что и жена губернатора является ведьмой. Процесс был остановлен, остававшиеся в живых обвиняемые были помилованы, спустя пять лет судьи признали свои ошибки, спустя десять лет все приговоры были признаны незаконными.
Тех ли ведьм признали виновными?.. - версии
Выдвигалось несколько «практико-физических» версий причин трагедии в Салеме, которые бы смогли объяснить, что заставило девочек и девушек выступать с подобными обвинениями, приведшими к смерти стольких людей. Предлагались такие варианты, как редкая форма энцефалита, болезнь Хантингтона, отравление спорыньёй, содержавшейся в ржаном хлебе – однако, эти версии объясняли в основном те симптомы поведения девочек, из-за которых и начался процесс. В настоящее время куда более важным выглядит рассмотрение тех причин, которые заставляли девочек обвинять вполне конкретных людей в колдовстве , зная, что это грозит обвиняемым смертью.
Основная версия психологических причин процесса над салемскими ведьмами носит условное название «заговор девочек», суть его состоит в том, что первоначально всё начиналось как просто опасное и жестокое развлечение нескольких девочек, которые чувствовали себя обделёнными вниманием со стороны взрослых и которым хотелось развлечься. Скорее всего, рабыня Титуба что-то рассказала девочкам о магических практиках вуду на своей родине, что подтолкнуло их воображение к подобной игре.
Характерно, что когда на первом этапе событий отец одной из девочек, изображавшей припадок под воздействием «дьявольских» сил, пригрозил выпороть её, если она не перестанет баловаться, припадок сразу же прекратился.
Вероятно, первые обвинения были игрой, проверкой, насколько сильными могут быть девочки в своём влиянии на родственников и односельчан. Когда же всё стало серьёзным, начались смертные приговоры, девочки испугались, что зашли слишком далеко, их накажут, и решили идти до конца. Тем более, что в апреле 1692 года, когда были вынесены первые три смертных приговора, несколько девочек сначала заявили, что всё это неправда и выдумки, но тут же отказались от своих слов – видимо, запуганные остальными, которые пригрозили и их объявить ведьмами.
Так же весьма показательно с точки зрения подростковой психологии то обстоятельство, что последней обвинённой девочками женщиной стала жена губернатора – подростки попросту заигрались, стремясь определить, насколько могут манипулировать взрослыми. Впоследствии лишь одна из «обвинительниц» выступила с покаянием, что оклеветала невинных людей, но даже она не признала свою вину, а списала всё на «дьявольское наваждение».
Александр Бабицкий