Медицинская наука добилась потрясающего прогресса, спорить с этим фактом бесполезно, особенно если вспомнить, что совсем недавно, например, шансы на то, что при родах не выживет не только ребёнок, но и мать, были примерно «пятьдесят на пятьдесят». Однако человечество по-прежнему страдает от болезней, которых не становится меньше, но, как порою кажется, даже наоборот. Поэтому естественно, что возникает интерес к возможным альтернативным вариантам следить за собственным здоровьем. Одним из наиболее популярных и экзотических таких вариантов является тибетская медицина.
Позаимствовать у соседей и усовершенствовать
Под тибетской медициной в настоящее время понимают традиционную буддийскую систему профилактических мер и врачевания, которая сформировалась и развивалась на территории Тибета начиная с V-VII веков. При этом достоверно установлено, что изначально как теоретически-философские, так и базовые практические основы тибетской медицины были заимствованы из более древних подобных системы врачевания соседних народов и государств. Так, определённые элементы были заимствованы из древнекитайской медицины, различных систем Древней Индии, врачевания Центральной Азии (Монголии). Эти влияния хорошо прослеживаются в главном трактате тибетской медицины под названием «Чжудши».
После своего формирования как отдельной тибетская медицина развивалась самостоятельно, однако сохранила родственные черты с китайской и индийской традиционной медициной до сих пор - их все объединяет общая духовная база - буддизм. В основе тибетской медицины лежит принцип пяти начал и для достижения состояния здоровья и продления жизни необходимо гармоничное сочетание этих начал в организме и поведении человека. Но помимо этого на протяжении веков было выработано большое количество практических лечебных и профилактических процедур и методик, включая различные виды массажа, проведение процедур «лечения воздухом», тщательно разработанную систему питания, огромный комплекс лекарственных средств из растений и так далее. Тибетская медицина активно изучается западными учёными, среди которых нет единого мнения относительно эффективности данной традиционной системы врачевания.
Болезнь как нарушение гармонии
Кардинальным отличием тибетской медицины от медицины западной болезни является непосредственное понимание таких понятий, как здоровье и болезнь. Для буддизма человек является отражением всего мира, космоса, то есть микрокосмосом, состоящим из трёх начал - физического, духовного и социального. Если все три начала развиваются правильно и сосуществуют гармонично, тогда человек здоров физически и духовно и при этом счастлив в социальной жизни. Когда же в каком-либо из двух начал происходит сбой, то наступает дисгармония микрокосмоса и именно тогда человек заболевает. Так что для тибетской медицины болезнь - это именно нарушение гармонии, а не нарушение деятельности отдельного участка организма. Следовательно, и лечение направлено в первую очередь на восстановление этой гармонии.
Чтобы восстановить данную гармонию, то есть вылечить человека, тибетская медицина выработала три основных направления. Во-первых, это определение типа конституции тела человека - согласно тибетским концепциям, каждый тип строения тела отражает также и духовные особенности человека, а также требуют особого лечения с использованием специальных средств и методов. Во-вторых, это диагностика - и здесь важно не только определение общего физического состояния человека и типа его недомогания, но и выделение его образа жизни, особенностей характера и поведения и тому подобного (здоровье - это состояние гармонии всех начал человеческой сущности). В-третьих, это непосредственно лечение, включающее в себя колоссальное многообразие процедур и методов профилактического и лечебного характера.
Лечение как исправление
Так как традиционный тибетский подход к здоровью человека отличается от западного и направлен на достижение гармоничной жизни, то тибетская медицина имеет более широкую область применения. В действительности тибетская медицина считает своими пациентами всех людей вне зависимости, имеют ли они какую-либо определённую болезнь или ярко выраженную травму.
Не меньшее внимание, чем непосредственно лечению, тибетская медицина уделяет профилактике. Вернее, то, что на Западе считается профилактикой здорового образа жизни, тибетская традиционная медицина и считает лечением. Так как для неё лечение - это исправление нарушенной гармонии человека, приведение трёх его начал - физического, духовного и социального - в правильное состояние и взаимодействие. Именно поэтому в тибетской медицине столь большое внимание уделяется правильному питанию и правильному образу жизни, когда люди с теми или иными особенностями должны, с одной стороны, совершать правильные поступки и находиться в правильном расположении ума и духа, с другой, стараться пребывать в условиях, полезных именно для них.