Любая сложная техническая, а уж тем более транспортная система, периодически будет давать сбой. Это неизменная закономерность, проистекающая из морального устаревания технологий, из-за «усталости материала», из пресловутого человеческого фактора, в конце концов. И закономерность эта очевидным образом прослеживается на примере Московского метрополитена: чем дольше он существует, чем больше число поездов и пассажиров и чем интенсивнее движение, тем чаще возникают аварийные, а подчас и катастрофические, ситуации.
Начало старения
Московское метро по мировым стандартам метро среднего возраста – есть города, в которых метрополитен значительно старше, но и предостаточно городов, в которых подземная железнодорожная система появилась позднее и на более совершенной технической и технологической базе.
Как бы то ни было, первые признаки устаревания московского метро стали появляться в конце семидесятых годов прошлого столетия, и наиболее наглядными из этих признаков стали как раз аварийные ситуации.
15 апреля 1979 года на перегоне от станции «Автозаводская» до станции «Коломенская» Горьковско-Замоскорецкой линии, когда движущийся вагон задел конструкцию пути. Из-за этого несколько вагонов поезда сошли с рельсов. Человеческих жертв удалось избежать, однако последствия аварии устраняли около суток.
Куда более серьёзным был инцидент 17 февраля 1982 года на станции «Авиамоторная», когда из-за поломки эскалатора и неисправности системы торможения возникла страшная давка. В которой пострадали тридцать человек и восемь погибли. 31 декабря 1984 года был затоплен из-за нарушения гидроизоляции тоннеля участок метро «Ленино» - «Кантемировская» по Замоскворецкой линии, причём это произошло буквально на следующий день после открытия нового участка этой ветки метрополитена.
Три аварии в один день
Тенденция к снижению уровня безопасности московского метрополитена продолжилась и в девяностые годы, когда финансовая ситуация была сложной и на модернизацию инженерной, технической, энергетической инфраструктуры не было средств.
Наблюдался целый ряд инцидентов, однако наиболее показательными стали сутки с 30 марта по 31 марта 1994 года, когда в течение почти тринадцати часов в метро были зафиксированы три аварии. 30 марта в 18 часов 48 минут на перегоне от станции «Нагорная» к станции «Нахимовский проспект» один электропоезд догнал другой, двигавшийся впереди, и врезался в него. В результате травмы получили почти два десятка человек, девять из которых были госпитализированы, более двух тысяч человек были эвакуированы из тоннеля.
В 5 часов 30 минут 31 марта произошла ошибка при спуске составов по тоннелям – два поезда, в которых не было пассажиров, были направлены по одному пути и столкнулись, в результате чего три вагона сошли с рельсов. Около 9 часов утра 31 марта произошла третья авария: в остановившийся на станции «Петровско-Разумовская» поезд врезался ещё один поезд, следовавший за первым. По невыясненным причинам на втором поезде была отключена автоматическая система блокировки скоростей и произошло столкновение, из-за которого последний вагон первого поезда загорелся, из-за паники возникла давка, в которой пострадали три пассажира. Также серьёзные повреждения, сотрясение мозга, получил машинист второго поезда.
Что ни месяц, то авария
В двухтысячные же годы аварии различной степени серьёзности по масштабам разрушений и наличию пострадавших стали для Московского метрополитена фактически ординарным явлением.
Относительно незначительные ЧП в метро стали повседневностью, существенно увеличилось и число серьёзных аварий. В начале 2001 года дважды, в январе и апреле, отдельные участки метрополитена были затоплены вследствие проблем с гидроизоляцией тоннелей, из-за чего движение поездов прерывалось на несколько часов. В мае 2002 года на станции «Киевская» в результате несоблюдения правила использования эскалатора возникла аварийная ситуация, в результате которой серьёзные повреждения получили двое пассажиров, одному из которых пришлось ампутировать одну ступню, другому – обе ступни.
В сентябре 2004 года на станции «Чертановская» произошло столкновение двух поездов, обошедшееся без пострадавших. 25 мая 2005 года в результате отключения питающих центров «Мосэнерго» были обесточены и не могли осуществлять свою работу 52 из 170 станций московского метро (полностью отсутствовало движение по Люблинской ветке, а также по Бутовской линии лёгкого метро). В марте 2006 года на перегоне «Сокол - Войковская» Замоскворецкой линии на железнодорожные пути перед движущимся поездом обрушилась пробившая своды тоннеля свая с поверхности. Поезд получил серьёзные повреждения, но пострадавших не было. В июне 2008 года из-за скола головки рельса произошла авария на путях недалеко от станции метро «Владыкино», приведшая к схождению с рельсов нескольких вагонов. Из тоннеля было эвакуировано восемьсот человек, несколько из которых обратились за медицинской помощью.