Авария на станции метро «Авиамоторная»: трагедия на эскалаторе
Говорят, что наука двигатель прогресса. Во многом это справедливо. Но, что касается прогресса в сфере технической безопасности, безопасности эксплуатации сложных механизмов, то здесь основным двигателем развития является не наука, а трагедии. Лишь чрезвычайные происшествия, нередко с человеческими жертвами, заставляют повышать стандарты безопасности технически сложных объектов. Наглядный тому пример – авария на станции метр «Авиамоторная» в 1982 году.
Загвоздка в мастере
Как впоследствии выяснило следствие, главной причиной трагедии стало несоответствие условий эксплуатации эскалаторов на станции «Авиамоторная» их техническому состоянию и типу. За два месяца до происшествия, в декабре 1981 года, на четырёх эскалаторах данной станции были установлены рабочие тормоза новой системы. Однако мастер по эксплуатации эскалаторов по станции «Авиамоторной», фамилия которого была Загвоздкин, продолжал техническое обслуживание всех эскалаторов согласно правилам их использование по старым нормативам. В итоге фактически эскалаторы два месяца функционировали в аварийном режиме.
И 17 февраля случился инцидент, который превратил этот аварийный режим в настоящую катастрофу. Непосредственным «пусковым крючком» событий явилась поломка ступени под номером 96. Проходя через нижнюю входную площадку, деформированная ступень разрушила гребёнку, что запустило систему защиты при неисправностях, которая отключила электродвигатель эскалатора. Одновременно с этим заработал автономный магнитный двигатель рабочего тормоза, но из-за неправильной эксплуатации новой системы тормозной путь в несколько раз превысил допустимую норму и превысил десять метров. Последняя же ступень защиты, механический аварийный тормоз, рассчитанный как раз на такие случаи, просто не сработал, потому что электрической схемы контроля тормоза просто не было, а скорость эскалатора была недостаточной для срабатывания контрольного датчика.
110 секунд
Трагедия произошла 17 февраля 1982 года в период увеличения числа пассажиров метро и, следовательно, нагрузки на эскалаторы – москвичи вечером возвращались домой с работы и около 17 часов, в результате вышеописанных неисправностей эскалатора, возникла аварийная ситуация. В условиях отказа всех тормозных системы эскалатор под тяжестью веса стоящих на нём людей (вес этот превышал 12 тонн) с высокой скоростью поехал вниз, что вызвало падение людей. Находившиеся ближе к нижней площадке фактически создали живой завал, в который попадали всё новые люди. Всё случилось настолько быстро (по материалам следствия, время инцидента составило всего лишь 110 секунд), что работники станции «Авиамоторная» не успели перекрыть вход на аварийный эскалатор. Они занимались тем, что тщетно пытались задействовать сначала рабочий, а потом аварийный тормоз, и некоторое время на эскалатор продолжали становиться новые люди.
Часть пассажиров, находящихся на несущемся вниз эскалаторе, успели среагировать и прыгнуть на балюстраду, толщина пластикового покрытия которого составляла примерно 3 миллиметра и он, разумеется, не мог выдержать внушительного веса. Пластик балюстрады ломался и люди падали вниз, в машинное отделение. Именно это обстоятельство послужило почвой для появившихся вскоре в Москве слухов, будто людей затягивало непосредственно в механические части эскалатора – на самом деле под балюстрадой находился открытый пол машинного отделения. Можно сказать, что этим людям повезло, они отделались незначительными травмами, тогда как основную опасность представлял завал на нижней площадке эскалатора.
Лучше поздно, чем никогда
Реалии жизни советского государства в начале восьмидесятых были таковы, что о подобных авариях официальная пресса не сообщала, так что количество пострадавших в результате трагедии на станции метро «Авиамоторная» стало точно известно лишь в ноябре 1982 года, в ходе заседания Верховного Суда РСФСР. Выяснилось, что травмы различной степени тяжести получили тридцать человек, восемь человек погибли. Все погибшие получили травмы, несовместимые с жизнью, в результате давки на нижней платформе эскалатора. В ходе расследования были выявлены технические причины аварии и обнаружено, что отказавшиеся в критический момент тормозные системы эскалаторов установлены по всей Калининской ветке Московского метрополитена. Руководство метро обратилось в партийные руководящие органы с просьбой разрешить закрыть всю Калининскую линию для проведения ремонтных работ и замены тормозных систем.
Однако руководство не могло пойти на столь масштабные мероприятия, которые были бы свидетельством ненадёжности московского метро, одной из главных достопримечательностей социалистической столицы. Поэтому закрыта была лишь станция «Авиамоторная», на которой в течение 16 дней круглосуточной работы были проведены все необходимые работы. На остальных станциях работы производили без прекращения их работы, в штатном ремонтном режиме. Были модернизированы рабочие тормоза (с подключением аварийной системы к электрической схеме), заменены главные приводные валы, механически усилены ступени эскалатора, увеличена в три раза толщина пластиковых щитов балюстрады.