Чем больше автомобилей ездит по дорогам, тем больше случается дорожно-транспортных происшествий. Чем больше по дорогам передвигается автомобилей определённой марки, тем больше аварий будет происходить именно с этими автомобилями. Это элементарная логика и принципы статистики. Они же применимы и к авиации: чем большее число тех или иных самолётов осуществляют регулярные полёты, тем чаще они будут оказываться в графе «авиакатастрофы». Так что большое число катастроф, в которых фигурируют самолёты Ту-154, в принципе, не должны удивлять – так как это один из наиболее распространённых пассажирских лайнеров последних десятилетий.
Первый полёт – 1972 год, первая катастрофа – 1973 год
Ту-154 один из наиболее универсальных пассажирских лайнеров в мировой авиации: он способен совершать полёты как внутри России и территории постсоветского пространства, так и в страны так называемого дальнего зарубежья. К тому же этот среднемагистральный реактивный самолёт является одним из наиболее экономичных в своём классе. Так что, когда в 1972 году Ту-154 был запущен в серийное производство, это был настоящий прорыв для советской гражданской авиации.
Но Ту-154 стал одним из самолётов, которому весьма рано пришлось испытать горечь авиакатастрофы. С момента официального рождения модели не прошло и года, как первый из её представителей разбился – это случилось 19 февраля 1973 года на подлёте к аэропорту Праги, когда самолёт не долетел до взлётно-посадочной полосы несколько сотен метров. Погибли 66 человек из находившихся на борту ста человек. Первые два десятилетия истории Ту-154 были отмечены неоднократными катастрофами. 7 июля 1980 года в Алма-Ате из-за сдвига ветра на взлёте разбился самолёт, 163 человека погибли. 16 ноября 1981 года в аэропорту Норильска из-за заклинивших рулей высоты самолёта произошло крушение, в котором погибли более ста человек. 30 августа 1983 года Ту-154 разбился снова в Алма-Ате: из-за нарушения схемы захода на посадку самолёт столкнулся с землёй, погибли 90 человек.
Одной из крупнейших авиакатастроф на территории России стало крушение Ту-154 11 октября в аэропорту Омска, когда самолёт при посадке столкнулся со снегоуборочными машинами, работавшими на полосе. Общее число жертв составило 178 человек, из них 4 человека погибли на земле (однако эта катастрофа примечательна наличием выживших – спаслись пять человек из самолёта).
От Китая до Аравийского полуострова
В девяностые годы прошлого века в связи с тем, что российские авиапроизводители в новых экономических условиях стали более активно выходить на международный рынок, увеличилось количество Ту-154. которые летали за пределами бывшего СССР, будучи приобретёнными иностранными авиакомпаниями. Это повлияло на то, что довольно существенно расширилась печальная география авиакатастроф этих самолётов. Ту-154 продолжали терпеть бедствия на территории России. Так, Ту-154 разбивались в 1991 году (в ленинградском аэропорту «Пулково», погибли 12 человек из 164), в январе 1994 года (в районе Иркутска разбился из-за повреждений в воздухе самолёт сибирской авиакомпании, число жертв составило 125 человек) и в декабре 1994 года, когда в результате крушения самолёта по причине технических неисправностей погибли 96 человек.
Но теперь известия о катастрофах с участием Ту-154 стали всё чаще приходить из самых разных уголков планеты. В феврале 1993 года возле Тегерана Ту-154 столкнулся с военным самолётом, погибли 132 человека. Летом 1994 года Ту-154 разбился близ китайского города Сиань, жертвами стали 160 человек. В августе 1996 года на территории Норвегии, на острове Шпицберген при заходе на посадку разбился самолёт, при этом погибли около 140 человек. Сообщения о катастрофах Ту-154 приходили в 1997 году из ОАЭ (85 погибших), в 1998 году из Эквадора (70 погибших), в 1999 году из Китая (64 человека).
Причины катастроф – самые разнообразные
Не стали менее частыми крушения самолётов Ту-154, к сожалению, и в наступившем XXI столетии. Причём причинами этих катастроф становились самые разнообразные факторы. Например, катастрофа 3 июля 2001 года под Иркутском стала, по заключению специальной комиссии, ведшей расследование, ошибка экипажа. При заходе на посадку самолёт вследствие непреднамеренных действий пилотов вышел на большие углы атаки, из-за чего свалился в штопор и упал. При столкновении самолёта с землёй и в последовавшем пожаре погибли 136 пассажиров и девять членов экипажа. А вот гибель над Чёрным морем самолёта Ту-154 и находившихся на его борту 77 человек 4 октября 2001 года, была вызвана прямым попаданием зенитной ракетой С-200, которая была выпущена в ходе проводившихся в том же районе учений войск противовоздушной обороны вооружённых сил Украины.
Причиной крушения Ту-154 1 июля 2002 года над Боденским озером в Германии стало столкновение воздушного борта с грузовым самолётом Боинг-757, которое было вызвано ошибкой диспетчерской службы, направивших два самолёта по одному воздушному коридору одновременно. Погибли 69 человек на борту Ту-154 и двое пилотов грузового Боинга. Не оказались самолёты данной модели в стороне и от характерной опасности нашего времени – от террористической угрозы. 24 августа 2004 года на территории Ростовской области потерпел крушение самолёт Ту-154, следовавший из Москвы в Сочи. Расследование показало, что самолёт стал жертвой террористического взрыва, совершённого «смертницей», что повлекло за собой разрушение самолёта в воздухе и гибель 52 человек.