Причины авиакатастроф: самолёты просто так не падают

причины авиакатастрофНесмотря на то, что авиакатастрофы каждый раз вызывают оправданную болезненную реакцию общественности, авиация является одним из наиболее безопасных видов транспорта. Именно поэтому вопрос о причинах авиакатастроф стоит настолько остро: так как в каждом конкретном случае существовует особая цепочка событий, приведших в итоге к трагедии. Конечно, есть более или менее типичные причины, на долю которых приходится основная часть крушений самолётов, однако существуют и специфические случаи.

 

Прежде всего, виноват человек

 

Уже давно ни для кого не секрет, что основной причиной авиакатастроф является пресловутый человеческий фактор – в мировой практике на него приходится около 70% всех крушений.

 

Правда, зачастую из-за низкой осведомлённости за человеческий фактор принимают исключительно действия пилотов. Действительно, неверные действия пилотов приводят к примерно половине всех авиакатастроф. И здесь в каждом случае дополнительные факторы свои, ошибки пилотов могут быть самыми разными. Это может быть низкий уровень лётной подготовки на конкретном воздушном транспортном средстве.

Очень часто крушения происходят из-за сложных метеоусловий и плохой видимости, что в сочетании с незнакомой пилоту местностью чаще всего и приводит к катастрофам. Это могут быть конкретные нарушения в процедуре пилотирования, обусловленные временной потерей концентрации внимания, проблемами со здоровьем у пилота, а также ошибки в особенно сложных условиях.

Однако человеческий фактор это также и возможные сбои в работе наземных авиадиспетчерских служб, недостаточная квалификация обслуживающего и ремонтного персонала (например, хватит того, что не докручена какая-нибудь гайка или неверно расположен груз в багажном отсеке самолёта). Наконец, террористические акты также относятся в случае с авиакатастрофами к человеческому фактору

Девяносто золотых секунд

причины авиакатастрофОстальные 30% случаев крушений самолётов примерно поровну делятся на катастрофы, вызванные какими-либо неполадками технического характера (которые не вызваны человеческой халатностью), и катастрофы, точные причины которых так и остаются неизвестными. В данном случае примечательно, что большинство «неразгаданных» авиакатастроф являются таковыми по причине дефицита сведений у комиссий по расследованию ЧП: например, в случае падения самолёта в океан, когда нет практически никаких возможностей получить хотя бы какие-то данные о последних минутах полёта.

 

Помимо того, что самолёты сами по себе являются весьма надёжным транспортным средством (так, существует статистика, по которой шанс погибнуть в авиакатастрофе составляет одну стотысячную процента), существует также ещё неписанное правило «90 секунд».

 

Оно гласит, что основное количество авиакатастроф приходятся на процедуру взлёта и набора высоты. То есть, разумеется, нельзя сказать, что после первых 90 секунд полёта вероятность крушения равна нулю, но она становится ещё меньше, нежели непосредственно перед взлётом. Кроме того, довольно распространённой причиной крушения самолётов является топливное голодание – по разным причинам у самолётов заканчивается топливо ещё в воздухе, двигатели отказывают и самолёты падают в непосредственной близости от аэропортов, где должны были совершать посадку.

В воздухе безобидных мелочей не бывает

В общем и целом причины авиакатастроф уже довольно давно разделены на основные группы и категории, однако в каждом конкретном случае существует та или иная деталь, которая в итоге и стала роковой.

Некоторые примеры авиакатастроф:

  • в 1969 году в Венесуэле самолёт разбился из-за того, что задел шасси высоковольтную линию электропередач;
  • в 1974 году самолёт авиакомпании Turkish Airlines разбился на территории Франции из-за того, что открылась недостаточно плотно закрытая дверь грузового отсека;
  • в 1984 году при посадке в Омске разбился самолёт, пилота которого диспетчер забыл предупредить, что на взлётно-посадочной полосе находится спецтехника, и разрешил посадку;
  • в 1985 году в Испании самолёт врезался в телевизионную антенну;
  • в 1988 году в Персидском заливе потерпел крушение иранский самолёт, по ошибке сбитый ракетой, выпущенной с американского военного корабля;
  • в 1991 году в Саудовской Аравии при взлёте самолёта у него лопнули покрышки, из-за чего возникло возгорание и последующий взрыв топливного бака;
  • в 1994 году в Кемеровской области разбился самолёт Аэрофлота в результате того, что командир воздушного судна разрешил посидеть за штурвалом своему сыну; подросток непреднамеренно отключил автопилот, а пилоты уже не успели вернуть себе контроль над полётом;
  • в 1995 году в Анголе сразу после взлёта самолёт упал из-за того, что, как затем выяснилось, в нём находилось на сорок человек больше, чем было установлено пассажирских кресел, самолёт просто не выдержал избыточного веса.

Интересный факт: история мировой авиации пока не знает ни одного подтверждённого случая, когда причиной авиакатастрофы стало бы столкновение воздушного судна с каким-либо космическим телом, метеоритом, астероидом или каким-либо иным предметом.

Александр Бабицкий

Читать дальше Фотогалерея

 
Самое обсуждаемое
Почти всегда, когда говорят о цунами, подразумевают морские (чаще всего - океанские) цунами,
Слово полтергейст пришло к нам из немецкого языка, в переводе оно означает «шумный дух». Случаи
Всем или почти всем из нас хочется знать, что же будет там, за гранью, ждёт ли там ещё какая-то,