Авария на Замоскворецкой линии метро: угроза сверху
Специфика метрополитена как сложнейшего инженерно-технического сооружения обусловливает то обстоятельство, что происходящие в нём процессы, рабочие, нормальные и чрезвычайные, негативные, почти всегда носят закрытый, внутренний характер. Это естественно – сложно представить, чтобы системе, расположенной под землёй, что-то угрожало извне. Чаще всего угроза в метро исходит из самой системы метрополитена. Но случается и так, что негативный фактор всё-таки приходит с поверхности…
Хорошее зрение и отменная реакция машиниста
Подобный редкий случай имел место 19 марта 2006 года на Замоскворецкой линии московского метро, на перегоне между станциями «Войковская» и «Сокол». В 14 часов 37 минут поезд метро под управлением машиниста Андрея Ульянова следовал по тоннелю к станции «Сокол», когда машинист заметил обрушившуюся сваю свода тоннеля. Свая упала прямо на пути и, если бы Ульянов не среагировал вовремя и не включил систему экстренного торможения, это могло бы привести к серьёзным разрушениям подвижного состава, вплоть до схода вагонов с рельсов, и значительным человеческим жертвам. Так как в момент инцидента в поезде находилось примерно 500 человек.
Поезд всё равно получил повреждения, особенно первый вагон и отчасти третий вагон, на который упали другие элементы свода тоннеля (сообщалось о падении одной из плит перекрытия), однако обошлось не только без жертв, но и без пострадавших – впоследствии никто из пятисот эвакуированных на поверхность пассажиров не обратился за медицинской помощью. Также из-за аварийного торможения в одном из вагонов поезда возник пожар, однако прибывшие на место происшествия поисково-спасательные группы его быстро потушили. Последствия аварии были устранены к утру следующего дня, 20 марта, а до того момента движение от станции «Сокол» до станции «Войковская» было остановлено.
Реклама – всё-таки зло…
Обычно расследование аварий в метро это процесс продолжительный и выявление виновных требует сложных и тщательных проверок и экспертиз. В случае же с аварией на Замоскворецкой линии московского метро подозреваемый был задержан уже на следующий день, 20 марта 2006 года. Им оказался Радислав Лыба, генеральный директор фирмы «Полюс-М». Работники именно этой фирмы 19 марта 2006 года на поверхности производили работы по установке массивного рекламного стенда, для которого и понадобилась вбитая в землю свая. Не имея никаких документов на разрешение проведение работ в зоне прохождения тоннелей метрополитена, и не обладая никакими навыками в проведении подобных операций, рабочие вбили сваю в землю и пробили ею своды залегающего на небольшой глубине тоннеля Замоскворецкой линии метро.
Именно эта свая и оказалась главным аварийным фактором в чрезвычайной ситуации, возникшей в метро. При этом в ходе расследования выяснилось, что Лыба и его фирма были лишь субподрядчиками. Основную ответственность несло рекламное агентство «Лайса», которое имело договор о сотрудничестве с Московской железной дорогой, но не согласовало с железнодорожниками своё решении об установке рекламного щита в данном конкретном месте. Впоследствии это рекламное агентство было лишено лицензии на осуществление своей деятельности в столице.
Неблагополучная Замоскворецкая
Примечательно, что данный инцидент отнюдь не единственный аварийный случай на Замоскворецкой линии Московского метрополитена. Более того, эта линия является одной из наиболее неблагополучных во всём подземном железнодорожном хозяйстве столицы. Так, в июне 2003 года на перегоне между станциями «Автозаводская» и «Белорусская» из-за поломки в колесной паре одного из вагонов при сходе с рельсов колеса поезда оторвались и повредили примерно двести метров силового электрокабеля. Два человека получили серьёзные травмы и вынуждены были обратиться в больницу, ещё несколько пассажиров получили медицинскую помощь на месте. При этом из-за остановки движения на этом участке линии на несколько часов, на работу опоздали более ста тысяч москвичей.
Одним из последних стал инцидент 26 октября 2011 года, года между станциями «Орехово» и «Царицыно» было зафиксировано возгорание. Из-за чего также на некоторое время было перекрыто движение. А в 2008 году, например. Замоскворецкая линия метро и вовсе стала лидером по остановкам движения поездов из-за различных аварийных ситуаций – на этой линии подобные инциденты фиксировались четырнадцать раз, тогда как на других «линиях-призёрах», Серпуховско-Тимирязевской и Арбатско-Покровской, одиннадцать и десять раз соответственно.
Александр Бабицкий