Дело Полански: творческий и нравственный аспект
Может ли художник, творец, в глазах закона стоять выше обычного человека? Что предложил Полански. Нет другого современного режиссера, кто с большим мастерством смог бы изобразить жестокость неравного распределения власти в личных, интимных отношениях, садомазохизм («Смерть и дева»), отчуждение («Отвращение», «Тесс», «Китайский квартал») и ужасную силу группы («Жилец», «Ребенок Розмари»). Обучение Полански в знаменитой киношколе Лодзи, его зрелое видение жизни (в его студенческих фильмах, снятых в возрасте 22 лет, изображен порализующий страх перед «другими» - это не что иное как гений), и его абсолютно честность и откровенность в изображении собственных душевных ран делают его одним из самых самобытных и сильных режиссерв, работающих в кино сегодня.
Тем не менее, вопрос в том, действительно ли художник выше закона, остается открытым.
Дело Полански: личностный аспект
- Трагическое прошлое Полански
Разве он и так не пострадал достаточно? Разве мало ему страшного детства в краковском гетто и трагедий во взрослой жизни? Обратите внимание, у большинства серийных убийц было тяжелое детство, однако никому не приходит в голову на этом основании их оправдывать и освобождать от наказания. И при всем уважении к драматичной жизненной истории Полански, кто-нибудь подумал, что пережитые им в детсве и ранней юности трагические события и могли стать причиной его склонности к педофилии (на это иногда намекают, говоря о молодости режиссера, когда он якобы неоднократно проявлял садизм в отношениях с молодыми женщинами)? В конце концов, педофилия может быть средством побороть мучительное бессилие жертвы, пережитое Полански в детстве: тема жертвы прослеживается во всех его фильмах, от «Китайского квартала» до «Ребенка Розмари» и «Пианиста», в которых беспомощная одинокая жертва должна подчиниться «всем этим ведьмам». В фильмах Полански в равной степени присутствуют сцены мстительного насилия: он сам направляет нож на «любопытного» Джека Николсона в «Китайском квартале», или, 22-летний юноша, опять же бросается с ножом на несчастного прохожего в своей студенческой короткометражке 1958 года «Двое мужчин и шкаф» (после того, как забивает насмерть кошку огрызками яблок).
Что касается насилия садомазохистского рода в сексуальных отношениях между мужчиной и женщиной, то никто из современных режиссеров с такой откровенностью не говорит со зрителем на эту тему, как Полански; он целиком отдался исследованию темных гбулин человеческой сексуальности в «Горькой луне», а также в его раннем шедевре «Нож в воде».
- Побег Полански из Америки
Как он смел бежать из приютившей его страны. Он должен понести наказание за совершенное преступление. Безусловно, однако, было бы разумно предположить, что любой, кто видел, как нацисты захватывают его страну, как убивают его мать и отца, питает естественное недоверие к властям, в том числе к органам правовой системы (и совершенно не уважает их).
- Плохое поведение Полански
Он никогда так и не поблагодарил Саманту, изнасилованную им девушку, за ее великодушную статью в New York Times о том, что нужно забыть о прошлом, и дать ему «Оскар».
- Хорошее поведение Полански
Самый сильный аргумент в его оправдание: реабилитация. Сегодня Полански – примерный семьянин, муж и отец, признанный мэтр кино. Этот особенно трогательный аргумент в защиту Полански привел Роберт Харрис, автор книги «Призрак» (The Ghost), по которой Полански снял фильм. Вопрос в том, можно ли считать то, что Полански «исправился» и встал на путь истинный достаточным основанием для отмены вынесенного ранее приговора?