Чаще всего истории о затонувших кораблях с сокровищами местом своего действия имеют южные моря, где процветало пиратство и где проходили основные маршруты доставки золота, серебра, драгоценных камней в Европу из других частей света. Однако бывали случаи, когда внушительные по ценности грузы шли ко дну в северных широтах. Одним из наиболее известных таких происшествий случилось в 1799 году с английским фрегатом «Лютин».
Шторм и мели – идеальная комбинации для кораблекрушения
Хотя по своему происхождению фрегат «Лютин» являлся не английским, а французским кораблём, был построен в Тулоне в 1779 году и изначально носил имя «Ла Лютин». Но спустя полтора десятилетия корабль был захвачен англичанами, включён в состав военно-морского флота Британии и стал называться на более английский манер, «Лютин». Именно этот трёхмачтовый фрегат выбрали в конце 1799 года для осуществления важной финансовой операции. В то время в континентальной Европе шли активные войны, порождённые Великой Французской революцией. Когда же идут войны, банкиры обычно богатеют – вот и банкиры немецкого Гамбурга активно расширяли свою деятельность.
Для этого им понадобились крупные кредиты, за которыми они обратились к своим коллегам, английским банкирам. Заём был собран в виде 1000 золотых слитков и 500 серебряных слитков, стоимость которых по курсу 2007 года оценивалась в 82 миллиона фунтов стерлингов. Именно в силу большой стоимости груза было решено перевозить его не на торговом судне, а на военном корабле, способном в случае необходимости защитить ценности. «Лютин», трёхмачтовый фрегат с тридцатью пушками на борту, обладавший отличной скоростью и огневой мощью, прекрасно для этого подходил. 9 октября 1799 года «Лютин» отправился из английского порта Грейт-Ярмут в немецкий порт Куксхафен, которого должен был достичь через сорок часов. Однако плавание продлилось лишь 18 часов: у побережья Голландии «Лютин» попал в шторм и сел на мель в районе нидерландского острова Терсхеллинг, у входа в залив Ваддензее. Сильный ветер опрокинул корабль и, несмотря на то, что глубина в этом месте была относительно небольшой, погибла практически вся команда из более чем двухсот человек. Выжил лишь один матрос, который также вскоре скончался – но при этом успел рассказать спасшим его голландским рыбакам, что на корабле находятся золотые и серебряные слитки.
Кто не успел – тот опоздал
Благодаря этому в первые месяцы после катастрофы голландские рыбаки имели уникальную возможность попробовать поживиться сокровищами «Лютина». Так как корабль находился настолько мелко, что в периоды наиболее сильного отлива его корпус показывался над водой и особенно смелые и ловкие рыбаки могли проникать внутрь судна через дыры в корпусе. Тем более, что корабль затонул в территориальных водах Нидерландов и голландский король дал официальное разрешение поднимать золото и серебро с корабля. Но корабль отдал лишь незначительную часть своих сокровищ: по оценкам историков, голландцы успели поднять золота и серебра стоимостью (по курсу 1799 года) лишь 70 тысяч фунтов стерлингов, тогда как весь груз тогда оценивался в 1 миллион 175 тысяч фунтов стерлингов.
Помешали природные условия – морское дно у острова Терсхеллинг песчаное, причём песок этот весьма подвижен, что вкупе с сильными подводными течениями превращает его в настоящий зыбучий песок. Так что за несколько месяцев «Лютин» был занесён песком и местные энтузиасты не могли более проникать на корабль. С середины XIX века основные усилия по подъёму золота и серебра с «Лютина» предпринимали уже англичане – Англия и Голландия смогли утрясти правовые вопросы и приоритет собственности на груз «Лютина» перешёл к английской страховой компании «Ллойд», которая и выплатила страховку за утерянные сокровища. С 1855 по 1861 годы, когда корабль ещё не настолько сильно ушёл в песок, англичане смогли поднять ценности стоимостью 40 тысяч фунтов стерлингов – но большего добиться не получилось. Искатели, очистив судно от песка, просто не успевали освоиться внутри корабля, как его тут же снова заносило песком.
В конце прошлого века была проведена попытка возведения на дне специальной стены, которая бы задерживала приносимый течениями песок и сохраняла «Лютин» от погребения, но и это не сработало. Ближе всех подобрался к драгоценностям корабля англичанин Гарднер, организовавший в 1911 году полномасштабную экспедицию. К тому времени корабль находился под слоем песка толщиной в 12 метров, но сверхмощные насосы, установленные на корабли, помогли Гарднеру «раскопать» судно и даже попасть внутрь. Но здесь выяснилась другая неприятность: золото и серебро хранилось в пороховом погребе, вместе с металлическими ядрами. За более чем сто лет ядра срослись друг с другом слоями ржавчины и образовали непроходимую металлическую решётку, внутри которой и остались сокровища. Разобраться с этой проблемой у Гарднера не хватило времени – начался сезон зимних штормов, а затем у капитана просто не хватило денег на продолжение операции. С того времени «Лютин» снова занесло песком, а последующие искатели сокровищ (попытки добраться до них продолжаются до наших дней) пока что смогли разжиться лишь несколькими монетами и слитками.
Александр Бабицкий