Жертвы инквизиции
- те, кто считался ненормальным (умственно отсталым или «тронутым»), или просто странно себя вел;
- те, у кого были враги среди местных жителей;
- старые девы или вдовы, живущие в одиночестве и занимающиеся лечением травами;
- красивые молодые женщины, которые якобы обладали чарами и могли «приворожить» местных мужчин;
- те, у кого на теле были родинки или веснушки;
- те, кто от рождения был калекой или страдал «странной» болезнью (полиомиелитом, эпилепсией, синдромом Дауна и так далее);
- те, кто держал черную кошку , собаку, или другое животное, которые могло быть «фамилиаром»;
- тех, кто показал свой страх перед дознавателем-инквизитором;
- ...всякий мог быть обвинен в одержимости, колдовстве или исповедовании старых «языческих» религий, и подвергнут трем конкретным испытаниям инквизиционного суда.
Процесс
Первое, что происходило с несчастным обвиняемым, - его выводили на деревенскую площадь и все жители деревни становились свидетелями «изгнания ведьмы».
Одного за другим обвиняемых раздевали догола, укладывали на специальном столе и подвергали самому тщательному и постыдному осмотру, целью которого было найти «знак дьявола». Таким знаком могло быть что угодно: шрам, родинка, родимое пятно или даже прыщ.
- Испытание 1
Когда «метка дьявола» была найдена – а обычно метку находили – обвиняемого подвергали следующему испытанию: в его тело, а именно в обнаруженную «метку дьявола», втыкали длинную (до 25 сантиметров) иглу, и смотрели, потечет ли кровь, или нет. Если кровь не текла и жертва не корчилась от боли, это означало, что обвиняемый в сговоре с Сатаной, если текла – это означало, что Сатана хитрит, чтобы его не раскрыли.
Некоторые из этих игл были оснащены подвижной складывающейся ручкой, и дознаватель мог просто прикоснуться к телу жертвы, не прокалывая кожу (игла входила в ручку), а у окружающих складывалось впечатление, что игла входит в тело, и жители сами объявить ее ведьмой или колудном. В ремесле дознавателя было столько хитростей и секретов, что он редко покидал деревню, не убив двух или трех человек.
Когда жертва была объявлена ведьмой , дознаватель, руководствуясь «конституционными правами» жертвы, должен был провести надлежащее судебное разбирательство. Судили ведьму всей деревней. Обвинению нужно было установить, может ли Отец Небесный принять душу несчастной и простить ее прегрешения, т.е. обвинителем выступал сам Господь Бог.
- Испытание 2
Если рядом с деревней был водоем, река или пруд, жертву веревками привязывали к «позорному стулу» - устройству, напоминающему детские качели, на одном из концов которых был прикреплен стул. Нагую жертву прочно привязывали к этому стулу и опускали в ледяную воду пруда на длительное время, иногда до пятнадцати минут, и повторяли это действие не менее трех раз. Если жертва захлебывалась водой, суд делал вывод, что Отец Небесный решил избавить своего агнца от мучений и принимал его или ее душу к себе.
Кроме таких «мягких» способов, благодаря которым можно было бы выяснить, является ли человек в сговоре с дьяволом, применялись и другие, куда более жестокие, пытки.
- Испытание 3
Если деревня находилась в холмистой местности, обвиняемого выводили на вершину одного из холмов и сажали в бочку, в которую сельчане вбивали длинные толстые гвозди. После этого бочку с заключенным в ней человеком сталкивали с холма, и она катилась вниз по склону. Это испытание проводилось по тому же принципу, что и предыдущее: если жертва умирала во время спуска, значит, Бог ее простил и принял ее душу.
Если же по какой-то неведомой причине несчастный переживал эту пытку, было очевидно, что он заключил сделку с дьяволом, потому что ни один простой смертный не мог бы пережить подобное испытание.
Это было абсолютным доказательством вины, жертву осуждали и выносили смертный приговор.
Приговор
В любом случае приговор для всех «ведьм» и «колдунов» был одинаков – они подлежали сожжению на костре, который сооружали на деревенской площади, где он был бы виден всем. Словом, обвинение в колдовстве неотвратимо влекло за собой мучительную смерть.
Совершенно очевидно, что жить в это время было очень страшно, так как любой мог оказаться жертвой чрезмерного служебного рвения какого-нибудь инквизитора. На рубеже XV века большинство (но не все) судов инквизиции прекратили свое существование. Общество оставалось, с нашей современной точки зрения, крайне неразвитым, но даже в этих крайне неблагоприятных условиях Англии и Европе удалось достичь процветания.
Когда Колумб вернулся из своего путешествия и возвестил об открытии новых земель, люди вновь начали мечтать...