Искусство шумеров
Шумерская цивилизация, существовавшая несколько тысяч лет назад в довольно специфических климатических условиях, имела не слишком много шансов на сохранность своего культурного достояния. Например, Древний Египет был в более выгодном положении: сухой пустынный климат и песок в качестве хорошего «консервирующего» материала способствовали тому, что многие произведения египетского искусства сохранились до наших дней. Многое же из шумерского искусства (например, настенная живопись) не были столь долговечны. Однако всё же мы немало знаем об искусстве шумеров благодаря и дошедшим образцам.
Искусство как отражение религии и практики
Исследователи отмечают черты шумерского искусства, которые в значительной мере повлияли на искусство последующих цивилизаций Междуречья, на Древний Египет и даже в определённой степени на искусство античного мира (а через него, следовательно, в определённой мере и на современную западную цивилизацию). Прежде всего это, конечно, существенный религиозный характер шумерского искусства – так как наиболее выдающиеся произведения различных видов искусства были предназначены для прославления божеств, для совершения религиозных ритуалов, жертвоприношений и тому подобного. Так что шумеры не знали искусства как такового, как отдельной части своей жизни, как сферы для творческого самовыражения. Искусство должно было обслуживать вполне конкретные практические цели.
В этом состоит причина того, что категория «прекрасного» для шумеров была не эстетической, а рациональной - так они называли не какие-либо особенно красивые, утончённые или талантливые произведения, а те, которые наилучшим образом выполняли свои функции. Но при этом функции искусства не ограничивались религиозной сферой: произведения имели также прагматический и мемориальный характер. С точки зрения рациональной пользы искусство присутствовало, например, в изготовлении цилиндрических печатей или предметов обихода для царской семьи. Что касается мемориальной направленности искусства, то именно стремление царей или жрецов увековечить некие события или решения приводили к появлению скульптурных композиций, наглядно изображавших смысл передаваемого следующим поколениям сообщения.
От горшков до украшений
К сожалению, в силу уже упоминавшихся особенностей региона обитания шумеров, некоторые виды искусства этой цивилизации не сохранились - это касается практически всего изобразительного искусства. Однако и то, что дошло до нас, позволяет судить о насыщенности и разнообразии искусства шумеров. Вот основные из видов шумерского искусства, о которых у учёных имеются достоверные сведения:
- роспись керамики - наиболее древние из сохранившихся образцов искусства шумеров. Самые ранние образцы росписи датируются концом IV тысячелетия до нашей эры. При этом присутствуют как и древние мотивы (геометрические фигуры, орнамент, символические изображения живых существ), так и первые «изобразительные рассказы», которые с помощью более совершенных в техническом отношении рисунков рассказывают определённые сюжеты;
- глиптика - специфически месопотамский вид искусства, резьба на печатях цилиндрической формы. По всей поверхности цилиндра наносилось рельефное изображение, которое при наложении на поверхность сырой глины оставляло чёткий отпечаток. Подобные изображения имели как узкопрактический смысл (это были печати царей, жрецов, различных должностных лиц, военачальников и городов), так и выполняли повествовательную функцию, то есть рассказывали о различных событиях, играли роль современных газет и «выпусков новостей»;
- металлопластика, ювелирное искусство - оценить этот вид шумерского искусства можно в первую очередь по погребальному инвентарю. Как и практически все древние цивилизации , шумеры устраивали из погребений своего рода «походный запас» - по их верованиям, в загробной жизни людям могли понадобиться вещи из реальной жизни, так что в могилы царей и знатных людей помещали множество ювелирных украшений. Исследования показывают, что шумерские ювелиры достигли большого мастерства в работе с драгоценными металлами и камнями, произведения из которых отличались тонкой работой и изяществом;
- скульптура - первыми доступными образцами являются небольшие каменные статуэтки, имевшие, скорее всего, посвятительный магический характер и поэтому изображавшие фигуры богов весьма символически и условно. Символический подход к скульптурным изображениям сохранился у шумерских художников и в дальнейшем - статуи богов, с определённого момента достигшие человеческого роста, должны были служить для молитвы и поклонения, а не для восхищения их внешним видом. Однако скульпторы владели всеми необходимыми навыками, о чём свидетельствуют достаточно правдоподобные изображения на барельефах и стелах.
Александр Бабицкий