Заводя речь о сталинизме , практически всегда и практически сразу приходят к понятию тоталитаризма. Для большинства сталинизм является синонимом тоталитарной государственно-политической системы, её классическим воплощением. Однако специалисты в последнее время всё чаще выдвигают гипотезу о том, что, хоть сталинизм и был, безусловно, тоталитарной системой, однако этот феномен выходит за рамки «просто» тоталитаризма. И чтобы понять, в чём именно заключается особенность сталинизма, нужно выделить его заимствованные и уникальные черты по отношению к коммунистической идеологии.
- Сталинизм во многом основывается на тактической концепции Ленина, который считал, что построение социализма возможно при целенаправленной деятельности отдельно взятой партии, которая поведёт за собой наиболее прогрессивный класс, то есть пролетариат. Но при этом данная партия будет не выразителем идей пролетариата, а будет использовать его для достижения своих задач по построению сначала социализма в отдельно взятой стране, а затем и перехода к коммунистическому строю. Таким образом, в этом сталинизм отличается от классического марксизма, который в центр ставил именно пролетариат, а диктатуру пролетариата считал проявлением высшей власти;
- отсюда следует и другой принцип сталинизма, выходящий уже на теоретический уровень – подчинённый характер интересов личности общественным идеалам и целям, следовательно, интересам государства. Конечной целью политической борьбы и общественного развития Маркс и марксисты видели достижение идеальных условий для гармоничного существования и самосовершенствования личности. То есть личность и общество (государство как аппарат принуждения при коммунизме должно отмереть) находятся в гармонии. Сталинизм же не собирается отказываться от государства, именно государство и должно осуществлять идею всеобщего равенства и благоденствия, поэтому личность должна быть подчинена государству;
- для сталинизма чужда сама модель самоуправления общества «снизу», как и идея об управлении «снизу», самим обществом, экономическими инструментами, общественной собственностью, средствами производства. Сталин считал такой вариант, во-первых, неэффективным в реальных исторических условиях, во-вторых, маловероятным даже в отдалённом будущем – он был сторонником контроля общества со стороны государства, в особенности в экономической сфере;
- в системе сталинизма существенное место занимал национальный вопрос. Расхождение с классическим марксизмом и его современными для Сталина трактовками (с тем же троцкизмом) заключалось в том, что в марксизме очень силён интернациональный мотив. Прежде всего, это было связано с «хрустальной мечтой» и целью марксистов – мировой революцией, в ходе которой во всех или хотя бы в большинстве стран мира установится социалистический строй. Следующим же шагом было «упразднение наций», то есть стирание национальных различий и противоречий в ходе совместного социалистического сотрудничества. Сталинизм не отвергал интернациональный аспект собственной идеологии, однако уделял большое внимание национальному вопросу и вовсе не выступал за движение к будущему упразднению наций. Более того, именно сталинская эпоха рассматривается как период отечественной истории, ознаменованный наибольшим ростом русского великодержавного национализма. Во многом это было связано с Великой Отечественной войной и необходимостью использовать в ней такой мощный вдохновляющий момент, как патриотизм. Однако и без того сталинизм можно считать особым вариантом имперского сознания, а национализм для имперского сознания имеет большое значение;
- сталинизм, в отличие от многих других вариантов построения социалистической модели в разных странах, характеризуется широким использованием политического и административного опыта своего непосредственного исторического предшественника, то есть русского самодержавия. Действительно, многие учёные отмечают наличие многих традиционных черт как в собственном политическом и идеологическом мышлении Сталина , так и в его манере государственного управления;
- специалисты также полагают, что для адекватной характеристики экономической политики сталинизма лучше подходит не понятие «социализм», которое повсеместно декларировалось в СССР, а определение «государственный капитализм». В пользу этого говорят и направления экономической деятельности Сталина (государственная мобилизация ресурсов и направление их на скорейшую индустриализацию), и создание централизованной плановой экономической системы, больше похожей на структуру монополистических предприятий капиталистического типа, нежели на самоуправляемые рабочими предприятиями, о которых говорил марксизм. К тому же сталинизм, и об этом свидетельствуют теоретические выводы самого Сталина, в отличие от представлений марксизма, вовсе не стремился к уничтожению товарно-денежных отношений, которые в изначальной теории должны были исчезнуть по мере развития социалистической системы.