Смерч 1904 года: отсчёт московским ураганам
Чаще всего, когда речь заходит о таком стихийном бедствии, как ураган, упоминаются части света: центральная часть США, побережье Мексиканского залива, Юго-восточная Азия. Российская столица в этом плане располагается в относительно благополучной точке планеты, где ураганы являются редкостью. Однако и Москва подвержена испытаниям ураганами, особенно в последние десятилетия. Исторически первым стихийным бедствием подобного рода, которое вспоминают в связи с Москвой, является смерч 1904 года.
Средний смерч с серьёзными последствиями
Смерч 16 июня (29 июня по новому стилю) 1904 года был порождён ураганом, который накануне пролетел над центральными губерниями России, особенно порезвившись в Тульской губернии. Ураган двигался через Москву в сторону Ярославля и около пяти часов дня 16 июня в огромной туче превратился в столб смерча. По тем оценкам, скорость ветра в смерче составляла около 25 метров в секунду, но современные специалисты считают эти показатели явно несоответствующими силе смерча.
По свидетельствам очевидцев, ураган и смерч срывал с домов крыши, ломал и вырывал с корнем деревья, поднимал в воздух на высоты в несколько десятков метров тяжёлые предметы, домашних животных и людей. Ветер со скоростью в 25 метров в секунду является штормовым, однако он не в состоянии совершать подобное. Когда речь идёт о разрушении крыш домов и о поднятии в воздух объектов весом около 100 килограммов, это является свидетельством того, что скорость ветра находится в диапазоне от 60 до 90 метров в секунду (то есть, по нынешней квалификации, это значительный или даже сильный ураган).
Смерч прошёл через южную и юго-западные части Москвы, сопровождался сильным градом (градины размером с куриное яйцо достигали веса в половину килограмма), обильными осадками (выпало более 160 миллиметров осадков) и наступлением сплошной темноты, вплоть до столкновения на московских улиц извозчиков.
«Картина катастрофы…»
Смерч 16 июня 1904 года стал одним из главных событий того времен для москвичей, на которых он произвёл действительно неизгладимое впечатление. Одна из московских газет так описывала произошедшее глазами своего корреспондента: «В 5-ом часу дня стал накрапывать дождь, и небо заволокло тучами, одна из которых, быстро разрастаясь, приняла громадные размеры. Сразу потемнело, задул сильный, порывистый ветер. Влево от полустанка «Подосинки», в расстоянии около 3 верст, эта грозная темно-свинцового цвета туча, казалось, соединилась с землей неправильной формы воронкой, которая, быстро кружась, понеслась к Москве, параллельно полотну дороги. Ветер перешел в ураган, ломая и вырывая с корнем деревья... Обогнав поезд, смерч с особенной силой начал бушевать от станции «Перово», где сорвал несколько железных крыш с громадных нефтяных баков... В близлежащем селе Карачарове снесло купол с церковной колокольни. Около станции «Сортировочная» 6 товарных вагонов электро-механический завод Николаева, стоявших на запасных путях, были повалены на бок».
Знаменитый писатель и журналист Владимир Гиляровский также оставил своё описание смерча: «Картина катастрофы такова… После грозы над Карачаровым опустилась низко-черная туча. Туча снизу росла, сверху спускалась другая, и вдруг все закрутилось. Некоторым казалось, что внутри крутящейся черной массы, захватившей небо, сверкают молнии, другим казался пронизывающий сверху вниз черную массу огненный стержень, третьим - вспыхивающие огни...».
Разрушения и жертвы – не подсчитаны
Ситуация, когда детальная информация о масштабах разрушений после той или иной катастрофы и о количестве жертв разнится в зависимости от источников, причём зачастую весьма существенным образом, характерна и для нашего времени, с его высокими информационными технологиями. Неудивительно, что более ста лет назад наблюдались аналогичные проблемы – точного числа жертв и пострадавших от смерча 1904 года, равно как и точной оценки разрушений, не было и нет.
По приблизительным подсчётам прессы 1904 года, разрушению различной степени подверглись несколько тысяч домов, причём к их числу относятся самые разнообразные здания: летние загородные дачи, крестьянские избы в подмосковных деревнях, многоэтажные городские жилые и торговые здания. Существенными оказались последствия для транспорта того времени: многие телеги и брички оказались перевёрнутыми, наблюдались многочисленные ДТП. Огромный ущерб был нанесён пригородным рощам – непосредственно в том месте, где шёл смерч, в лесопарковом массиве осталась просека шириной около 200-300 метров из вырванных и сломанных деревьев. Точного числа людей, пострадавших от смерча, нет, однако современники упоминали о сотнях погибших и примерно тысяче раненых.