Исполнение террористической атаки 11 сентября 2001 года, подготовленной экстремистской организацией «Аль-Каида» и не имевшей исторических прецедентов, было возложено на двадцать террористов-смертников . Использование людей, готовых осуществить террористический акт ценой своей жизни, не являлось изобретением организации Усамы бен Ладена. Однако именно «Аль-Каида» превратила этот способ в наиболее эффективный, создав настоящую систему вербовки, религиозной агитации, технической, психологической и идеологической подготовки смертников к выполнению заданий. Именно это, наиболее эффективное из своих инструментов. «Аль-Каида» и решила использовать в ходе терактов 11 сентября.
Все источники информации об этих трагических событиях указывают, что в захвате четырёх пассажирских самолётов участвовало 19 террористов – группы из пяти человек в случаях с рейсами 11, 175, 77 и группа из четырёх человек в случае с рейсом 93. Особенность последней группы, в чью задачу входила атака Вашингтона и которая не выполнила её благодаря действиям пассажиров самолёта, заключается в том, что двадцатый террорист, гражданин Франции марокканского происхождения Закариас Муссауи, был арестован за три недели до теракта. В ходе обучения в лётной школе в Миннесоте Муссауи был арестован за нарушение иммиграционного законодательства США – власти обнаружили нарушения в его документах и при оформлении визы. Причастность Муссауи к подготовке терактов была установлена уже после трагедии и в результате долгих судебных процессов в 2006 году он получил шесть пожизненных заключений без права на досрочное освобождение.
Все двадцать членов «Аль-Каиды», задействованных в подготовке теракта, 19 смертников и один несостоявшийся смертник, являлись арабами: один марокканского происхождения, один египетского, третий ливанского, двое были из ОАЭ, остальные пятнадцать – из Саудовской Аравии. Группы формировались по тому принципу, что в каждой из них должен был быть один человек, обладавший наибольшей лётной квалификацией (хотя основам пилотирования обучались и другие террористы). Кроме того, кандидатуры террористов специально подбирались и по биографиям: к тому моменту у спецслужб США была определённая ориентировка, по которой наиболее подозрительными в качестве потенциальных арабских террористов были либо очень юные, либо старшего возраста люди, известные своей близостью к исламским фундаменталистам. Все террористы были мужчинами молодого или среднего возраста, все имели светское образование, внешне вели светский, не отличающийся строгостью с точки зрения заповедей ислама образ жизни. Вот краткие данные о некоторых из террористов-смертников 11 сентября :
- Мухаммед Атта, родился в 1968 году в Египте. По версии следствия, основной координатор всех четырёх групп террористов и непосредственный руководитель группы из пяти террористов, захвативших рейс 11. Именно Атта пилотировал самолёт, который в 8 часов 46 минут утра 11 сентября 2001 года протаранил северную башню Всемирного торгового центра, это стало первым из четырёх терактов. Атта был выходцем из приличной египетской семьи, получил хорошее образование – архитектурный факультет в Каирском университете, технический факультет в Гамбургском университете;
- Наваф аль-Хазми, родился в 1976 году в Саудовской Аравии – старший из братьев Хазми, участвовавших в терактах. Являлся одним из наиболее опытных среди террористов: принимал участие в «борьбе с неверными» с 1995 года, когда участвовал в Боснийской войне на Балканах, затем в гражданской войне в Афганистане на стороне талибов. Также имеются данные об участии Хазми-старшего в боевых действиях в Чечне на стороне сепаратистов в 1998 году. Американские спецслужбы полагают, что он был одним из основных разработчиков плана террористической атаки;
- Салем аль-Хазми, родился в 1981 году в Саудовской Аравии, младший брат Навафа аль-Хазми. В детстве и юности был трудным подростком, потом стал весьма религиозным, возможно, под влиянием брата. В 2000 году покинул дом и начал подготовку в различных учебных центрах «Аль-Каиды». В июне 2001 года прибыл в США по туристической визе. Участвовал вместе со старшим братом в захвате рейса 77, который атаковал Пентагон, здание министерства обороны США;
- Хени Хенджор, родился в 1972 году в Саудовской Аравии. Выходец из обеспеченной семьи среднего достатка, с детства отличался религиозностью. Впервые в США попал в 1991 году, когда проходил курс обучения английском языку. В Штаты приезжал ещё несколько раз, в основном для прохождения обучения на специальность пилота пассажирских самолётов. В итоге он получил соответствующую лицензию в 1999 году, однако получить работу по специальности на родине не смог. После этого обратил внимание на радикальные исламские течения, в 1999 году ушёл из дома и примкнул к «Аль-Каиде». Был выбран для участия в теракте из-за своего лётного опыта, управлял захваченным рейсом 77;
- Зияд-Самир Джарра, родился в Ливане в 1975 году. Принадлежал к богатому семейству, не отличавшемуся близостью к религиозным кругам. Получил образование в Германии, где долго жил и вёл вполне европейский образ жизни. Именно он управлял самолётом на рейсе 93, тем самым, где группа террористов состояла только из четырех человек, и который разбился в Пенсильвании в результате борьбы за контроль между террористами и пассажирами. Подозрения в причастности Джарры к терактам возникли после нахождения на месте крушения его паспорта. Долгое время никаких иных доказательств не было, к тому же следствие смущал далёкий от исламистов образ жизни ливанца, но после обнародования его видеозавещания, записанного ещё в 2000 году, все сомнения отпали.
Александр Бабицкий