Исламский терроризм - очень сложное явление. Прежде всего, в силу тех исторических факторов и причин, которые обусловили его появление и развитие. Кроме того, исламский фундаментализм имеет внутри себя немало различных течений, которые имеют схожие цели, но различные тактические установки. Наконец, не стихают споры относительно того, правомерна ли «приписка» терроризма к исламу и насколько обосновано осознанное насилие какими-либо религиозными убеждениями и догматами.
Террор как ответ на вызовы современности
Исламским (или исламистским) терроризмом в настоящее время принято именовать тактику вооружённого насилия по отношения к своим политическим или идеологическим оппонентам, которая апеллирует к определённым сторонам исламского вероучения. Террор в качестве наиболее эффективной, а то и единственной тактики взяли на вооружение многочисленные исламские фундаменталистские организации. Кстати, исламский терроризм в настоящее время для многих является практически синонимом понятия «международный терроризм». По некоторым данным, около 90% существующих террористических организаций руководствуются идеологией исламского фундаментализма.
Историки отмечают, что терроризм получил распространение в странах исламского мира за последнее столетие не случайно. Во многом это стало последним средством борьбы с западной цивилизацией, которая в техническом, экономическом и военном отношении оказалась сильнее Востока и начала диктовать ему свои условия. Со второй половины прошлого века сюда добавился ещё и острый мировоззренческий конфликт: на смену противостоянию «христианство против ислама» пришло «общество потребления и либеральные ценности против традиционного общества». Западный образ жизни стал доступен и соблазнителен для исламской молодёжи, что стало огромной опасностью для сохранения традиционных семейных, моральных и религиозных ценностей.
Противостоять влиянию Запада оказалось возможным лишь одним способом - насилием. При этом исламский фундаментализм пользуется устойчивой, пусть и пассивной, поддержкой большой части населения исламского мира, которое встревожено нестабильностью привычного патриархального уклада жизни под давлением глобализации. Поэтому лозунги фундаменталистов, которые всячески подчёркивают, что они выступают защитниками веры и исконного образа жизни, довольно популярны. Это позволяет им вербовать всё новых сторонников и находить источники финансирования.
Связан или не связан терроризм с исламом?
Между тем ожесточённая дискуссия не стихает вокруг вопроса, применимо ли использование к насильственной тактике фундаменталистских организаций название «исламский терроризм». Относительно «терроризма» вопросов нет, а вот правомерность употребления в связке с ним определения «исламский» оспаривается. Многие эксперты, политологи, социологи, религиоведы полагают, что адекватнее будет термин «исламистский терроризм», подчёркивающий связь террористов именно с фундаменталистами-радикалами, а не в целом с исламом как религиозной системой.
Высказывается мнение, что ислам, одна из мировых религий, не призывает напрямую к террору как средству отстаивания неких справедливых моральных постулатов. К тому же в самой мусульманской среде популярен тезис о том, что освещение терактов исламских фундаменталистов как главной угрозы современности является предвзятостью и даже пропагандистской уловкой. Согласно этому мнению, исламский фундаментализм не является основной силой международного терроризма. Такую роль ему отвели США, которым нужен был «образ врага», чтобы оправдать собственную экспансию на Ближнем Востоке для отстаивания своих стратегических интересов.
Но существует и прямо противоположная точка зрения, по которой терроризм действительно имеет непосредственную опору в особенностях богословия и практики ислама. В первую очередь сторонники этого мнения указывают на наличие и важную роль в исламе такого понятия, как джихад, то есть священной войны с неверными (не мусульманами). Собственно, и распространение ислама по миру проходило отнюдь не мирным путём, а в ходе активных завоеваний, идеологическим основанием которых было именно распространение «истинной веры». К тому же в исламе существует прямое указание на то, что погибший в ходе джихада мусульманин автоматически попадает в рай. В силу этого весьма плодородную почву в священных текстах находят современные фундаменталисты, которые указывают на своих противников как на «неверных», все действия которых направлены против мусульман и, следовательно, против самого ислама. Получается, что с этой точки насильственные действия подпадают под категорию священной войны и имеют прямое религиозное обоснование.