Эпидемии ВИЧ
Во времена Копровски об этике в научных экспериментах мало кто задумывался. Но со временем все изменилось. Но тогда как так получилось, что Копровски проводил испытания экспериментальной генно-модифицированной вакцины против бешенства на крупном рогатом скоте в Аргентине в 1985 году без соответствующего разрешения и без ведома фермеров и местного населения, которые продолжали пить молоко коров, получивших вакцину?
Но с этой теорией есть одна реальная проблема.
До печально известного случая с вакциной SV40 в производстве вакцин использовали азиатских обезьян. А после этого случая начали использовать африканских зеленых мартышек. В некоторых редких случаях использовали бабуинов. Но предшественники ВИЧ-1 и ВИЧ-2 были обнаружены у шимпанзе и мангабеев, которые никогда не использовались в производстве вакцин. Таким образом, эта теория неверна.
«Обезьяньи дела»
Но можно ли быть абсолютно уверенными в том, что шимпанзе и мангабеи никогда не использовались в производстве вакцин? Например, Сэбин всегда был очень точен и указывал в своих статьях, какие видыазиатских обезьян использовал. В отличие от Копровски, который в своих статьях того времени никогда не сообщал ничего конкретного о видах использованных обезьян. Возможно ли, что никто никогда не спрашивал Копровски, каких обезьян он использовал?
У Копровски было три варианта: индийские обезьяны, африканские зеленые мартышки и филиппинские обезьяны. «Лабораторные записи были потеряны при переезде», - вот его точные слова. Но возможно ли, что при производстве вакцины Копровски использовались шимпанзе? Здесь ожидает еще один сюрприз: и Кертис, и Паскаль сообщали о существовании большой колонии шимпанзе в Бельгийском Конго в 1958 году.
Основываясь на различных источниках, Хупер установил, что в полном распоряжении доктора Копровски находились более 400 обезьян – крупнейшая колония шимпанзе в мире. Возможно, именно их он использовал для изготовления вакцины от полиомиелита?
В одном документе говорится, что почки шимпанзе отправляли в США для производства культур тканей, но в рамках другого проекта – по исследованию гепатита. Таким образом, культуры почек шимпанзе действительно использовались. Так почему бы не использовать их для производства вакцины против полиомиелита? Если задать этот вопрос любому вирусологу, работавшему в то время, он ответит так: из-за цены.
Получить почку шимпанзе стоило гораздо дороже, чем почку других видов обезьян, меньшего размера. Но если в вашем распоряжении имеется целых 400 шимпанзе? Если предположить минуту, что теория происхождения СПИДа из оральной вакцины против полиомиелита небезосновательна и даже весьма правдоподобна. Это объяснило бы эпидемию ВИЧ-1. Но как тогда объяснить эпидемию ВИЧ-2?
Распространение вируса
Дело в том, что Копровски был не единственным ученым, испытывавшим новую вакцину в Африке. Так, в ходе испытаний, проведенных в Марокко в 1953 году, около 6000 детей получили так называемую вакцину против полиомиелита, которая, как оказалось два года спустя, содержала вирус паразитов кролика, к счастью, безвредных для человека. И не стоит забывать о Пьере Лепине из Института Пастера, который также занимался подобными экспериментами.
Один такой эксперимент прошел в Митзике (Габон) в 1957 году. В течение нескольких дней иммунизацию прошли 2000 человек были привиты, и единственное упоминание об этом масштабном эксперименте в научной литературе – две строчки в конце статьи о чем-то совершенно другом. Но в 1994 году в Габоне обнаружили новую эпидемию СПИДа , не имеющую ничего общего с ВИЧ-1 и ВИЧ-2. ВИЧ-3?
Нет, потому что после глубокого анализа выяснилось, что новый вирус все же относится к ВИО семейства шимпанзе, так что он похож на обычный ВИЧ-1, распространенный во всем мире.
Тем не менее, ясно одно: это еще один пример отдельной и независимой передачи вируса от шимпанзе к человеку. Первые следы этой конкретной разновидности ВИЧ относятся к 1962 году, когда был зафиксирован случай с норвежским моряком. Но это был не моряк из Манчестера? Нет, это был другой моряк. Этот моряк побывал в Камеруне, в период между 1961 и 1962 годами, заразился ВИЧ, передал его жене и детям, и вся его семья погибла в 1976 году.
Образцы крови были сохранены, и в 1997 году исследования показали, что вирус норвежского моряка – это именно та самая другая разновидность ВИЧ-1. Так как первые случаи ВИЧ-2 были зафиксированы у некоторых португальских ветеранов в середине 1960-х годов, не исключено, что португальцы также испытывали свою собственную версию вакцины в Восточной Африке, используя, например, мангабеев?
Эдвард Хупер, «Река: путешествие к истокам ВИЧ и СПИД», 1999. Десять лет исследований.
Хупер изучил тысячи документов в десятках архивов: американских, европейских, африканских. Записал сотни часов интервью. Все это напечатало одно из крупнейших издательств в мире. Его фундаментальный труд нельзя игнорировать, как статью Паскаль, и не нельзя замолчать по решению суда, как работу Кертиса.