Факт № 30
Подлинность видео- и аудиозаписей с обращениями Усамы бен Ладена, которые были обнародованы за эти годы, до сих пор под вопросом. В октябре 2007 года канал NBC сообщил о «продолжающихся дебатах среди аналитиков о том, что видео аль-Каиды от 7 сентября – фальшивка».
Так называемые «обращения с признанием» были проанализированы с трех разных точек зрения. Перевод записи был оспорен.
Профессор Гернот Роттер из Гамбургского университета говорит: «Запись настолько низкого качества, что многие места ее остаются непонятными. Но и те фрагменты, что понятны, часто вырваны из контекста, и их нельзя использовать в качестве доказательств. Американские переводчики, которые слушали пленки и их расшифровку, очевидно, добавили то, что хотели услышать».
Дата съемки видео также оспаривается. Некоторые комментаторы сомневаются, что человек, изображенный на видео, на самом деле является Усамой бен Ладеном. По данным CNN, Буша спросили о подлинности записи, но он с негодованием отверг идею о том, что «признание Усамы бен Ладена в организации терактов 11 сентября может быть не подлинным». Буш заявил: «Нелепо думать, что эта запись подделана… Это просто предлог, чтобы найти хоть какое-то оправдание для очень плохого человека».
Факт № 31
Большая часть показаний Халида Шейха Мохаммеда, который якобы является «идейным вдохновителем» атак 11 сентября, была получена благодаря пыткам и передана через «третьих лиц», то есть от задержанного через охранников, следователей, секретарей, ведущих протоколы допроса, и попала в руки членов Комиссии даже не в виде стенограммы, а в виде отчетов.
Из-за этого обстоятельства Комиссия 9/11 решила добавить оговорку об отказе от ответствености в главах, которые в значительной степени основаны на допросах задержанного. Вот текст этой оговорки: «Главы 5 и 7 в значительной мере основаны на информации, полученной от задержанных членов Аль-Каиды. Некоторым из этих «задержанных» известно о событиях 11 сентября из первых рук.
Оценка истинности заявлений этих свидетелей – заклятых врагов Соединенных Штатов – является сложной задачей. Наше общение с ними ограничивалось анализом разведданных и протоколов допросов, полученных из мест, где проводились допросы. Мы предоставили вопросы для использования в допросах, но не контролировали, когда и каким образом вопросы, представляющие для нас особый интерес, будут заданы.
Мы также не имели возможности поговорить со следователями, чтобы иметь лучшее представление о правдивости задержанных и прояснить неясности в отчетах. Нам сказали, что наши просьбы могут помешать расследованию. Тем не менее, мы все же решили включить в наш отчет информацию, полученную от задержанных заговорщиков, связанных с атаками 11 сентября, и членов Аль-Каиды . Мы тщательно проанализировали их заявления и признания и попытались найти им документальное подтверждение».
Комиссия 9/11 была недовольна тем, что следователи «не задавали задержанным интересовавшие ее вопросы». В 2007 году в издании New Yorker появилось сообщение о том, что бывший сотрудник ЦРУ считает, что «девяносто процентов представленной в докладе информации получены из ненадежных источников».
Факт № 32
Военный трибунал в Гуантанамо – это оскорбление для тех, кто ищет правосудия, и для остального мира.
Высокий уровень секретности, окружающий эти суды, контрпродуктивен. Преследование задержанных в системе, где нет надлежащей правовой процедуры, системе, которая использует сомнительные методы допроса и, возможно, даже пытки, очень опасно. Против этой практики выступили многие правозащитники, а также некоторые члены семей погибших в терактах, которые выразили озабоченность по поводу секретности.
В отличие от американских федеральных судов, «трибунал Гуантанамо в своих решениях опирается на слухи и показания третьих лиц, а также информацию, полученную под принуждением; кроме того, обвиняемый не может защитить себя и даже не всегда знает обо всех уликах, свидетельствующих против него».
В зал суда допускается лишь горстка журналистов, причем они находятся в закрытой стеклянной будке, звук в которой может быть отключен по указанию судьи. Вести аудиозапись, видеосъемку или фотографировать в зале суда строго запрещено.
Американский союз борьбы за гражданские свободы заявил, что «правительство США мешает ему оплатить услуги адвокатов, представляющих интересы подозреваемых в терроризме, которые содержатся в Гуантанамо, настаивая на том, что Союз должен получить лицензию от Министерства финансов США, прежде чем осуществлять оплату».
После того, как Верховный суд постановил, что заключенные «имеют право оспаривать свое содержание под стражей в гражданском суде», администрация Буша решила «переписать официальные доказательства против узников Гуантанамо Бэй, что позволило закрывать дела, прежде чем они переходят под контроль гражданского судьи».
В апреле 2008 года появилось сообщение о том, что члены семей погибших будут иметь возможность наблюдать за судом. Полковник Лоуренс Моррис заявил: «Мы собираемся транслировать судебные заседения в режиме реального времени в нескольких местах, где их смогут посмотреть только члены семей жертв терактов». Позже военные отказались от этого плана, но разрешили присутсвовать на суде Дебре Берлингейм, которая является членом семьи погибшего и, по стечению обстоятельств, поддерживает Буша.
В октябре 2008 года появилось сообщение о том, что «Пентагон планирует разрешить жертвам терактов 11 сентября – выбранных при помощи лотереи – смотреть суд над известным членом аль-Каиды Халидом Шейхом Мохаммедом, которому угрожает смертный приговор».
Заместитель министра обороны Гордон Ингланд заявил: «Скоро некоторым членам семей пострадавших будет предоставлена возможность воочию убедиться в справедливости и открытости суда над теми, кто предположительно совершил эти ужасные действия».
10 декабря 2008 года группа из 31 членов семей жертв терактов, вместе с Американским союзом борьбы за гражданские свободы, обнародовала заявление, в котором говорится: «Многие из нас не верят в то, что эти военные суды справедливы с точки зрения американских ценностей или способны добиться справедливости, которой заслуживают члены семей погибших и все американцы».