Сегодня достоверно известны лишь несколько языческих богов, которым поклонялись древние славяне до момента принятия христианства. Но даже те, о которых из источников известны не только имена, но и некоторые подробности «биографии», всё равно остаются весьма неоднозначными и вокруг них продолжаются споры специалистов и тех, кто себя таковыми считает. А в случае с таким богом, как Велес, ситуация осложняется ещё и тем, что это божество в определённо степени продолжило жизнь в христианской традиции.
Наиболее известной античной богиней, благодаря, прежде всего, искусству эпохи Возрождения является, конечно, Афродита (или на римский лад Венера), богиня любви. Представление о ней является одним из наиболее возвышенных, чувственных и романтичных – ещё бы, речь же о любви. Видимо, славянским деятелям культуры было несколько обидно, что в их народной традиции подобного прекрасного божества не наблюдается, и в результате внезапно появилось такое божество, как Лада, которое сегодня многими считается вполне реальным.
Славянское язычество характерно тем, что данные о богах сохранились преимущественно по мужским мифологическим персонажам. Это и понятно – в источниках так или иначе фиксировались могущественные боги-мужчины, а женские божества почитались в основном в семейном и более интимном кругу. Однако есть и исключения – так, большим почётом, признанием и почитанием фактически на государственном уровень пользовалась богиня по имени Мокошь.
Известно, что в официальном языческом пантеоне славян, который сформировался лишь непосредственно перед христианизацией Руси, на первое место был поставлен Перун. Это не удивительно: так как пантеон создавался князем, а он не мог не почтить бога, покровителя войны и его личной дружины. Но другие боги были не менее важны и одним из наиболее почитаемых был так называемый Даждьбог, бог плодородия, которого просто не могли не почитать ведшие оседлый земледельческий образ жизни славяне.
Мифология – удивительная сфера человеческой культуры, в которой переплетаются религиозные верования, литературное творчество, бытовая жизнь и исторические факты. Пожалуй, лишь в мифологии и в искусстве возможно такое, чтобы сначала был вымышлен один персонаж, а затем от этого персонажа появился бы ещё один, не менее вымышленный. Как раз такая история приключилась, по мнению большинства учёных, с Лелем, которого немалое число людей считает славянским божеством.
Приспособление элементов прежних религиозных систем к требованиям новых, господствующих религий не является чем-то уникальным: напротив, это естественный процесс. История знает множество примеров, как язычество европейских народов, в том числе и славянских, получило продолжение в народной, фольклорной версии христианства. Но вот случаи, когда языческий бог фактически замещал собой того или иного христианского персонажа и в народном сознании фактически делал того или иного святого фактически отрицательным героем, весьма редки. Славянскому Стрибогу нечто подобное удалось.
О религиозной жизни того или иного народа можно судить прежде всего по его священным текстам, а также по материальным отображениям мистических верований. Когда же со священными текстами дело обстоит сложно, как в случае с язычеством славян, от которого письменных памятников и не осталось, материальные памятники выходят на первый план. Правда, и здесь подстерегают сложности: места поклонения языческим богам не могли сохраниться в неизменном виде до наших дней. Так что приходится реконструировать языческие славянские капища на основании смутных описаний современников и достаточно редких археологических находок.
Ситуация с языческими богами древних славян является замечательной иллюстрацией проблемы, когда отсутствие информации порождает альтернативные, не имеющие общего с реальностью версии того, как же всё было. При тщательном изучении вопроса выясняется, что большинство славянских богов и мифологических героев, которых принято считать древними и о которых существует довольно большое количество якобы старинных преданий, в действительности либо не существовали вовсе, либо имели совершенно иной облик и значение. Так случилось с одним из наиболее популярных в наши дни языческим персонажей, солнечным богом Ярилой.
Привычные, знакомые с младых ногтей образы чаще бывают обманчивы в своей простоте. Вот, к примеру, Баба Яга: благодаря русским народным сказкам в их книжных и, особенно, в кинематографических вариантах Баба Яга воспринимается нами как персонаж, конечно, отрицательный, но вместе с тем в чём-то даже обаятельный. Между тем Баба Яга в русском и славянском фольклоре это фигура очень интересная, имеющая древние корни и куда более зловещая, чем принято думать по «лайт-версии» народных сказок.
С одной стороны, Перуна можно считать «везучим» языческим богом – в самом деле, если какое-то имя всплывает в головах людей, когда они слышат «славянское язычество», так это именно Перун. С другой, этому божеству повезло куда меньше чем его непосредственным европейским «родственникам», другим богам-громовержцам Зевсу и Тору – они-то давно стали частью мировой культуры, на них существует устойчивая мода в кино и комиксах. А вот их славянский собрат не значится ни в каких рейтингах. Что же, возможно, пришло время узнать о Перуне побольше.
Мы используем файлы cookie для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированных объявлений или контента и анализа нашего трафика. Нажимая "Принять", вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie.